Практика

Система профессиональной практики

В 2015 – 2016 у. г. был организован отдел практики. Отдел практики является частью учебно-методического управления и работает согласно уставу ЮКГПИ.

Функция отдела: оказание помощи студентам в прохождении практики. В настоящее время в нём  работают начальник отдела и  методист.      

 Начальник отдела практики – Молданова Жазира Илесхановна                         

 Адрес: город Шымкент, улица

 А.Байтурсынова 13, ЮКГПИ 2 этаж  219 кабинет

 Телефон: 8701-231-08-44

 Электронная почта: jazira.ilesovna@mail.ru                                                                                                                                

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Методист отдела:

 Мирзакулова Айгерим Торебековна

 Адрес: город Шымкент , улица А.Байтурсынова 13, ЮКГПИ 2 этаж  219 кабинет

 Телефон: 8701-361-36-11 

 Электронная почта: okmpi_praktika@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель практики:

Закрепление, углубление компетенции обучающихся, проверка теоретических знаний на практике. Подготовка квалифицированных специалистов  по избранной профессии.  

Задача практики:

Формирование коммуникативного навыка в соответствии с требованиями стандарта высшего образования.  Накапливание опыта по организации методов образования и воспитания:

  •  формирование личности специалиста соглсно новым  требованиям
  • формировние профессиональных умений во время практики студентов;
  • формировние научно-исследовательского и творческого навыка.

Базы практики

Все виды практики проводится согласно учебному плану специальностей на соответствующих базах. Прохождение практики обучающихся вузов является важной частью учебного процесса. В подготовке специалистов с высшим образованием одним из главных элементов является закрепление на практике теоретических знаний по избранной специальности, умение использовать практические навыки в любой период учебного процесса, проводится практика целенаправленно согласно плану. 

Базы праткики соответствуют следующим требованиям:

- соответствие специальности, специализации  и виду практики;

- согласно государственному стандарту быть в рамках деятельности, предусмотренной профессиональной программой;

- для организации и руководства практикой студентов в достаточной степени обеспечить их квалифицированными кадрами.

Договоры для прохождения практики с базами составляются до начала следующего учебного года.

        Современное социально-экономическое положение страны, вхождение её в мировое культурно-образовательное протсранство,  тенденции развития педагогической науки и системы образования в развитых странах, анализ опыта мировой педагогической науки требуют качественной подготовки учителей. Сегодняшний учитель должен быстро приспосабливаться к социальным и экономическим изменениям в обществе, творчески мыслить, предсказывать процессы развития педагогики, сотрудничая с учащимися, творчески проводить психолого-педагогическую деятельность.

Педагогическая практика играет важную роль в подготовке учителей, которая, являясь неделимой частью педагогического процесса вуза,  обеспечивает теоретическое и практическое единство подготовки педагогических кадров. 

Ежегодно в Южно-Казахстанском государственном педагогическом институте на 1 – 4 курсах 23 специальностей проводится непрерывная педагогическая практика.  Практика направлена на формирование практических навыков студентов, закрепления теоретических знаний, освоение передового педагогическог опыта. 

Студенты ЮКГПИ проходят все виды педагогической практики, предусмотренной педагогическим процессом вуза. Педпрактика организовывается согласно программе вузов Республики Казахстан и проводится в сроки, предусмотренные учебным планом. Прохождение практик учебной, педагогической (производственной), преддипломной предусмотрены государственной общеобязательной программой и является неотъемлемой частью общей профессиональной подготовки студентов. Практика, научно-исследовательская работа и сбор практического материала для выполнения дипломной работы укрепляет связь вуза с предприятиями и учреждениями области, районов и городов.    

Учебная практика проводится для ознакомления с педагогической деятельностью в учреждениях образования по избранной специальности студентов. Она проводится на учебной базе института, также по соответсвующим специальностям в организациях,  развивает аналитическое и абстрактное мышление. 

Педагогическая (производственная) практика направлена на углубление и закрепление общего научно-педагогического знания, в том числе психолого-педагогического, методического и специальных дисциплин, также формирование педагогических навыков и умений, компетенций.

Преддипломная практика предусматривает выполнение работы по сбору библиографии, практического материала, передового педагогического опыта, подведение итогов работы организации (предприятия, учреждения)  и др., разработке предложений на основе личного ознакомления, определения окончательного варианта темы своей работы. Студент должен продемонстрировать  свои навыки и умения, также такие качества, как дисциплинированность, ответственность организаторские способности, умение принимать решения. 

Программа профессиональной практики

Содержание, цель и задачи, виды практики и особенности программ определяются выпускающими кафедрами. 

Цель программы профессиональной практики – возглавление процесса профессиональной практики студентов, проходящих  практику в организациях образования. Программа практики должна состоять из следующих частей:

  • объяснительная записка (значение, цель практики, компетентность);
  • объекты практики (по видам), список организаций, где предусматривается прохождение практики;
  •  тема работы и содержание;
  • требования к практике;
  •  права и обязанности студента-практиканта;
  •  общие и индивидуальные задания, темы исследований по СРС и СРСП);
  • порядок ведения дневника практики;
  • правила записи отчёта и содержание основной его части;
  • содержание приложений к отчёту;
  • правила составления итогов практики;
  • правила оформления организацией характеристики студента-практиканта и её предполагаемое содержание;
  • критерии оценки итогов практики и защиты отчётов;
  • библиография.

Структура баз профессиональной практики

Профессиональная практика должна соответствовать учебным программам, проводится она  в организациях и учреждениях всех видов собственности. База профессиональной практики определяется выпускающей кафедрой. Для прохождения практики студенттов кафедра составляет с организациями, учреждениями договора на длительный срок и утверждается.

 Распределение студентов на практику проводится после утверждения договора или после утверждения договора о приёме студента на практику.

Договор о профессиональной практике с базами (базовые или индивидуальные), где проводится  практики, утверждается за 1 месяц раньше до начала учебного года по типовой форме договора. Когда нет базового договора, индивидуальные договора  утверждаются за 1 месяц раньше до начала учебного года

После утвержения договоров заведующие кафедрами составляют список баз практики. На основе утверждённых договоров (дву-, трёхсторонние) кафедра составляет место и сроки, проведения практики, её вид, руководителя, с указанием точного контингента студентов, проходящих практику.

Требования к прохождению профессиональной практики студентов по индивидуальному плану 

  • работающие студенты вечернего и заочного форм обучения при предоставлении характеристики с места работы освобождаются от профессиональной (педагогической и производственной) практики;
  • студенты вечернего и заочного форм обучения, не работающие по специальности,  направляются на постоянной основе в учреждения по избранной специальности для ознакомления  и сбора материала для проекта дипломной работы на профессиональную практику;
  • разрешение обучающимся на прохождение педагогической практики в индивидуальном порядке, также и преддипломной практики выдаётся выпускающей кафедрой. Основанием такого решения является готовность организации в будущем принять обучающегося на практику и дальнейшим трудоустройством его  в данном учреждении или необходимость обучающегося в выполнении экспериментальной части научной работы на базе практики;
  • обучающимся по сельской квоте, гранту акимата и договору с дипломом в село на основании решения выпускающей кафедры разрешается прохождение педагогической (производственной), преддипломной практики по месту его жительства;
  • обучающимся по вечерней и заочной формам обучения на основании решения выпускающей кафедры разрешается прохождение педагогической (производственной), преддипломной практики по месту его жительства.

Профессиональная практика должна быть основой формирования следующих компетентностей:
 

  • определение конкретной учебно-воспитательной задачи, учитывающей особенности коллектива;
  • исследование личности учащегося и ученического коллектива с целью дальнейшего их развития и диагностирования;
  • текущее и перспективное планирование педагогической деятельности и претворение её в жизнь;
  • наблюдение и анализ учебно-воспитательной работы, проведение исследовательской работы по психолого-педагогическим дисциплинам;
  • работа с методической литературой, школьными учебниками и программами, сбор творческого материала, подготовка наглядных средств обучения;
  • учитывая физическое и психическое развитие  ученика, наблюдение за выбором учителя эффективных форм и средств работы;
  • диагностирование уровня развития учащегося;
  • анализ итогов собственной деятельности;
  • самоорганизация деятельности на занятиях;
  • руководство работой редколлегией класса (стенная газета, создание уголка класса, стенда и т. д.);
  • организация и проведение экскурсий, культурных походов, читательских конференций;
  • организация подготовки проведения выставки детского творчества, конкурса на  лучшее исполнение песни, выразительного чтения, изготовление наглядных средст и т. д.;
  • проверка дневников учащихся;
  • работа с неуспевающими учащимися;
  •  планирование творческой работы коллектива;
  • учитывая интересы учащихся, организация их различной деятельности (игры, труд, художественное творчество, туристское краеведение);
  • общение с учащимися, отдельными группами детей;
  • установление нормального взаимоотношения с учителями

Памятка о наличии на кафедре документов по проведению всех видов практики

  1. Основные правила и типовая программа практики.
  2. Правила планирования педагогической практики студентов (на 2015 – 2016 у. г. ).
  3. Наличие программы по практике, предназначенной для студентов, и методических рекомендаций по выполнению заданий практики всех видов (кроме программы практики). Программу утверждает декан факультета, 2 экземпляров списка договоров с базовыми организациями (2015 – 2016 у. г.).
  4. Отчёты и дневники студентов по практике (срок хранения 2 года). Протоколы принятия отчётов студентов с подписями рукоководителей практики ведущей кафедры и базовой организации).

                 Протоколы установочной и итоговой конференций по практике.

  1. Протокол кафедры об обсуждении итогов прохождения практики студентами (полный анализ практики, участие студентов, успеваемость, принятие мер к студентам, не прибывшим на практику).
  2. Планы факультета и кафедры по практике.
  3. План мероприятий.

Содержание непрерывной педагогической практики студентов 1 и 2 курсов

          Практика студентов 1 курса начинается с освоения педагогических специальностей. Они распределяются по общеобразовательным школам и согласно программе обучения педагогических дисциплин знакомятся с опытом работы школы, основами методики преподавания предмета.

Деятельность студентов 1 и 2 курсов

  1. Знакомство с:
  •  основными направлениями плана работы коллектива школы, класса на учебный год;
  • санитарно-гигиеническим состоянием школы;
  • опытом организации предметных кабинетов школы, методическими комплексами, дидактическими материалами;
  1. Должны освоить:

метод исследования учащихся (наблюдения, беседы, анкетирования, анализа деятельности), анализа достигнутых результатов.

  1. Участие в учебно-практической работе

В содерание ҮПТ студентов входит практическая работа с детьми,подростками, родителями.

Содержание ҮПТ должно охватить следующие виды работы:

  • с учащимися по своему предмету;
  • внеурочная воспитательная;
  • общественно-организационная;
  • профориентационная.

Уакзанную работу студенты 1 и 2 курсов выполняют как помощники классного руководителя, психолога, руководителя кружка по предмету.

Задачи непрерывной педагогической практики:

  • обобщение психолого-педагогических и специальных знаний, использование их в решении конкретных педагогических проблем;
  • формирование у будущих учителей педагогических навыков и умений, профессиональных качеств личности;
  • воспитание чувства постоянного интереса и любви к учительской специальности, педагогического самосовершенствования;
  • выработка творческого отношения к педагогической деятельности, исследовательских навыков;
  • изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей и освоение методов изучения.