История

История педагогико-гуманитарного  факультета

       Педагогико-гуманитарный факультет  был создан  в 2017 году 31 августа  решением  заседания Научного Совета. Факультет готовит бакалавров образования по специальностям 5В010100-Дошкольное обучение и воспитание, 5В010200-Педагогика и методика начального обучения, 5В010300-Педагогика-психология, 5В010500-Дефектология, 5В011400-История, 5В012300-Социальная педагогика и самопознание, 5В013000-История-религиоведение. На педагогико-гуманитарном факультете действуют четыре  кафедры: 1) «Методика начального обучения»; 2) «Дошкольное воспитание и дефектология»; 3) «Педагогика и психология»; 4) «История Казахстана и общественных дисциплин».

         История факультета начинается 1937 года.  В зависимости от структурных изменений на протяжении многих лет  факультета назывался  «История и филология», «История», «История и право», «История и педагогика», «История и профессиональное образование», «Педагогика и психология», «Начальное образование», «Начальное образования и педагогика». Факультет «История» возглавляет Р.Барлыбаев, к.и.н., доцент А.И. Ибраев, к.и.н.,доцент К. Изтлеуов, д.и.н., доцент С.Жолдасов , доцент С. Абубакиров, первый декан-женщина в истории университета, к.и.н., доцент Б. Исабек.  В  1960 году кафедра «Методика начального образования» был в составе  факультета «История и филология». В 1974-1975 учебном году была реорганизована на факультет педагогики и методики начального образования.  Деканами  факультета были  к.и.н., доцент                В.И.Белоглазов, д.ф.н., профессор К.Сыздыков, к.ф.н., доцент О.Жумашев, д.п.н., профессор Л.Сманов, к.п.н.,доцент Ш.Арзымбетова.  В настоящее время деканом факультета является к.ф.н. Э.Б.Оразбаева.

        История кафедры «История Казахстана и общественные дисциплины» развивается  вместе с историей университета. Кафедра «История Казахстана и общественные дисциплины» обучает бакалавров по специальности  5B011400-История и 5B01300- История-религоведение. С 2017 года от МОН РК кафедра  получила  лицензию на подготовку магистров педагогических наук по специальности 6M011400-История.

         В 1992 году кафедра «История СССР»  был реорганизована на кафедру «История Казахстана». Заведующими кафедры были  за 1996-1998 годы к.и.н., доцент С.С.Абубакиров, 1998-1999 гг. к.и.н. Бекманова Д.М., за период 1999-2001 гг.  к.и.н.            Б. Алтаев, 2001-2002 гг. д.и.н. С. Джолдасов, 2002-2003 гг. к.и.н., доцент Б.K.Исабек, 2003-2004  к.и.н., доцент С.С. Абубакиров, 2004-2006 гг.  к.и.н. Ж.Е.Мулдахметова, 2006-2007 гг. к.и.н., доцент Г.Қ. Маймаков, 2007-2009 гг.к.и.н. Ғ.А.Maрина, 2009-2013 гг. к.и.н. Д. К. Кумысбекова.

        Кафедрой  «Общая история» с 1965 по 1974 год руководил доцент А. Алдабергенов,  в 1974-1986 годах доцент К.Садуакасова, 1986-1991 гг.  доцент Р.Бекназаров, 1991-1995 гг. доцент С.Жолдасов, 1995-1998 гг. доцент М. Ауанасов, 1998-2002. доцент К.Изтлеуов, 2002-2010 гг. доцент Сугирбаева Г.Д. За эти годы на кафедре  работали высококвалифицированные  специалисты: А.Ауелбаев, Б. Айдосов, Л.Дрейзес, М.Ермеков, А.Ибраев, И.В.Вахтель и другие.

        С 2016-2017 учебного года кафедра «Общая история» объединена с   кафедрой  история Казахстана   и  общественные дисциплины.  С 2017-2018 учебного года кафедра Истории Казахстана и общественных дисциплин включена  на состав  педагогико-гуманитарного факультета.

         Кафедру «История Казахстана и общественные дисциплины» возглавляет кандидат философских наук, доцент Г.М. Сыздыкова.

        Факультет с 1960-х годов выпускает педагогов-специалистов по специальности  5В010200-Педагогика и методика начального обучения. В связи со  структурными изменениями в истории университета  в разные годы, выпускающая специалистов кафедра входила в состав факультетов «История и педагогика», «Педагогика и психология».

В 1960 году была основана кафедра «Педагогика начальной школы». Заведующим кафедрой был назаначен известный ученый Казахстана А.Бектенов, затем кафедрой заведовали преподаватели-ученые к.ф.н., доцент Е.Агманов,  д.ф.н., профессор К.Сыздыков, к.ф.н., доцент  О.Жумашев, У.Жарқынбеков, к.п.н., доцент Е.Байдыбекова.

          В 2012-2013 годах кафедра «Методика начального обучения» восстановлена вновь, возглавила ее к.п.н., доцент Е.И.Байдыбекова,  в 2014-2015 учебном году должность заведующий кафедры исполняла к.п.н., доцент Ж.Арзымбетова, к.ф.н. А.Мамыт, к.ф.н., старший преподаватель Э.Б.Оразбаева, к.п.н., старший преподаватель А.Б.Ибашова.  В настоящее время кафедрой руководит к.п.н., старший преподаватель Г.Б.Таутаева.

Кафедра «Дошкольное воспитание и дефектология» как отдельная кафедра была создана в 2015 году 5 мая решением внеочередного заседания Научного Совета, на основе приказа №4-329 ректора ЮКГПИ.  Кафедрой заведует к.ф.н., доцент Ж.А.Масалиева.

Кафедра «Педагогика и психология» как отдельное подразделение Шымкентского педагогического института, открылась в 1937 году. За прошедший период кафедрой руководили  кандидаты наук Б.Нурлыбеков, Ж.Макашев, Ж.Искаков, У.Жаркинбеков, К.Каражигитова, И.Сманов, С.Тлеуова, А.Рысбекова. В настоящее время кафедрой заведует кандидат педагогических наук, доцент Ш.Ж.Арзымбетова.

Кафедра «Педагогика и психология» готовит образованных и разносторонних, научно подготовленных  кадров по отрасли педагогики, этнопедагогики, психологии, равитие человека и самопознание.

          Студентам факультета  преподают профессора-преподаватели,  которые являются  обладателями  знака «Ы.Алтынсарина»: д.п.н., профессор Л.С.Сманов, к.п.н., доцент К.Н.Каражигитова, к.п.н., доцент Ш.Ж.Арзымбетова, старший преподаватель Ж.Б.Балажанова, «Почетный сотрудник образования»  РК  к.п.н., доцент Е.И.Байдыбекова, к.и.н., доцент С.С.Абубакиров, старший преподаватель Г.А.Марина, обладатели медаля «Отличник образования» к.ф.н., доцент Ж.А.Масалиева, обладатели гранта «Лучший преподаватель » к.и.н., доцент Б.К.Исабек, к.и.н. А.Б.Есимова, к.ф.н., доцент Ю.И.Шпилькин, к.и.н., доцент Г.Д.Сугирбаева, к.ф.н. К.Н.Даркулова и др.

        На факультете работает 6 докторов наук, 41 кандидатов наук, 16 старших преподавателей, 27 магистров, 2 преподавателя. 

        На сегодняшний день структура образовательной деятельности кафедр факультета осуществляется согласно содержанию Государственного общеобязательного образовательного стандарта, требованиям государственного служебного контроля, в условиях развитой материально-технической базы, соответствующих принципам государственно-социальной политики. Кабинеты и аудитории оснащены современными технологиями (компьютер, интерактивная доска и др.). Факультет дает все возможности для получения обучаемыми профессиональных знаний, качественного образования, формирования сознательной, развитой, культурной личности.

         Миссия университета – подготовка образованных, профессиональных педагогов, соответствующих требованиям современного общества. Образовательная программа специальностей факультета 5В010100-Дошкольное обучение и воспитание,  5В010200-Педагогика и методика начального обучения, 5В010300-Педагогика и психология,  5В010500-Дефектология, 5В011400-История, 5В012300-Социальная педагогика и самопознание, 5В013000-История-религоведение полностью соответствуют  требованиям и задачам миссии университета.

5В010100-Дошкольное обучение и воспитание. Бакалавр специальности имеет возможность исполнять следующие  виды профессиональной деятельности:

- дошкольные организации;

-малые и развивающие центры;

-семейные детские сады, школьные детские сады;

-педагогические колледжи, департамент управления образования, институты повышения квалификации учреждения напрямую связанные со специальностью.

5В010200-Педагогика и методика начального обучения. Бакалавр специальности имеет  возможность исполнять следующие  виды профессиональной деятельности:

-начальные классы общих образовательных школ;

-педагогические колледжи, департамент управления образования, институты повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров учреждения напрямую связанные со специальностью.

5В010300-Педагогика и психология. По этой специальности професиональная деятельность степень бакалавра: дошкольные учебные заведения всех типов; общеобразовательные, средние школы. Из них лицеи, гимназии,  санаторные школы, спортивные школы, детские дома, специальные исправительные школы (классы и интернат-школы для детей и подростков с проблемами умственного и физического развития); организации начального образования (лицеи); организации среднего профессионального образования (колледжи).

5В010500-Дефектология. Выпускники специальности имеют  возможность работать в специальных школах, вспомогательных школах, коррекционных детских садах, оздоровительных центрах, логопедических учреждениях исполнять служебную деятельность по профессии дефектолога. При подготовке специальности дефектолога студенты получают знания  по всем областям психологии.

          5В011400-История  специализируется на профессиональной деятельности в области образования.

         Формы профессиональной деятельности выпускника:

-основные и профильные школы;

-специализированные школы;

-технические и профессиональные, образовательные организации.

    5В012300-Социальная педагогика и самопознание. Выпускники по этой специальности могут  выполнять такую профессиональную деятельность:

- социальная-педагогическая – часть социального обеспечения местного населения: людьми с ограниченными возможностями,  гуманитарной и социальной поддержки семьи с низким социальным статусом, помощь созданию условия для их эффективной полной жизни.

-учебно-воспитательная  –  социализация и личное развитие детей, подростков и молодежи; организация процессов обучения и воспитания; управление педагогическим процессом.

-организационное создание учебных центров и учреждений социального обслуживания, исследование практической социальной работы, суммирование, распространение; организация ознакомительных работ с законодательным местным населением и другими правовыми актами.

5В013000-История-религиоведение  профессиональную деятельность в следующих областях:

- в составе экспертных комис­сий и в качестве независи­мых экспертов государственных, конфессиональных и общественных организаций, средств массовой ин­формации.

-сотрудниками органов ана­литических служб КНБ и МВД, го­сударственного управления; отде­лов внешней и внутренней поли­тики; комитета по делам религии;

-в научно-исследовательской работе в области истории и теории религии, религиозно-философских проблем современной цивилизации;

-в государственных и негосу­дарственных средних учреждениях как преподаватели.